Проблемы фехтования

Главная страница » История » Проблемы фехтования

Фехтование и телевидение должны стать ближе друг другу

Игорь ИСАКОВ, (кандидат педагогических наук)


Фехтование имеет богатое историческое прошлое, окрашенное в романтические тона. Оно во все века присутствовало в произведениях литературы и искусства. Однако сегодня решающую роль в процессе формирования общественного мнения о том или ином событии или явлении играют масс-медиа, и в первую очередь - телевидение. Какое же место занимает фехтование на телевизионном экране?


История отношений фехтования с масс-медиа

В середине XIX столетия в жизнь человека вошла фотография. А уже в 1890 году Жорж Демен удивил мир, впервые в истории кино зафиксировав на пленку непрерывное движение фехтовальщика, выполняющего выпад. В дальнейшем кинематограф сформировал у большинства людей стойкий рефлекс - при упоминании фехтования обязательно вспоминать эпизоды исторических или костюмированных фильмов.

В последние десятилетия XX века отношения между фехтованием и средствами массовой информации кардинально изменились. Эти изменения были вызваны появлением новых компьютерных программ и телекоммуникационных технологий: спутников, видео, специальных камер, бегущей строки, видеографики и т.п. Технические изменения оказали противоречивое воздействие и на развитие фехтования. С одной стороны, наблюдается рост популярности фехтования во всем мире: растет число фехтовальных клубов (прежде всего, в странах с высоким уровнем развития экономики), увеличивается количество национальных федераций - членов Международной федерации фехтования (FIE). С другой стороны, активная экспансия телевидения во все сферы жизни привела к резкой коммерциализации спорта, и фехтование не явилось здесь исключением.

Сегодня коммерция и телевидение диктуют спорту свои законы. Они оказывают влияние даже на программу Олимпийских игр. Если тот или иной вид спорта не пользуется вниманием со стороны телевидения, спонсоров и рекламодателей, то он подвергается серьезной дискриминации. К числу таких видов спорта, увы, относится и фехтование. Ведь его телевизионный имидж пока не связан с интересами рекламодателей, как это имеет место в теннисе, автогонках, футболе или биатлоне. Все это вызывает серьезные опасения за будущее этого вида спорта.

Отмечу, что по требованию телевидения многие международные федерации согласились изменить правила соревнований, чтобы сделать свои виды спорта более интересными для зрителей и, следовательно, более привлекательными для телевидения. Иными стали и сами телевизионные трансляции. Спортивные арены фактически превратились в телевизионные студии, где число видеокамер, снимающих спортивное событие, иногда исчисляется десятками. В некоторых видах спорта в правила соревнований были внесены изменения, направленные на создание искусственных перерывов, в ходе которых телевидение могло бы показывать рекламные ролики. Такие рекламные паузы усложняют проведение соревнований и вызывают недовольство спортсменов, однако требования телевизионщиков играют сегодня решающую роль.

Для многих видов спорта стала обычным явлением установка на месте события огромного телевизионного экрана, на котором не только отображается ход спортивных состязаний, но и демонстрируются ролики рекламного и развлекательного характера. Такие экраны рассчитаны как на зрителей, присутствующих на соревнованиях, так и на тех, кто смотрит их по телевизору. Кое-где для улучшения качества телевизионных трансляций даже введены дополнительные арбитры, в чьи обязанности входит следить за рекламными вставками (spots), заполняющими паузы в ходе соревнований.

Пытаясь адаптировать спортивное фехтование к требованиям телевидения, руководство Международной федерации фехтования (FIE) в последнее время делало шаги в двух основных направлениях - в сторону модифицикации регламента соревнований и в сторону использования новых выразительных средств для создания более яркого образа фехтования на телеэкране. Например, на чемпионате мира 2003 года в Гаване использовался огромный экран, на котором шла прямая трансляция фехтовальных поединков, а также демонстрировались эпизоды закончившихся схваток в замедленном темпе; судью снимали лицом к объективу видеокамер и, следовательно, лицом к телезрителю; за спиной судьи была видна реклама известных мировых брендов. Подобная практика сегодня становится повсеместной.

Однако все эти меры не привели к решению главной проблемы современного фехтования - проблемы повышения его телегеничности и популярности среди массового телезрителя. Еще в начале 1990-х годов президент Федерации фехтования Франции Пьер Абрик заявил: «Международной федерации и всем нам необходимо предпринять серьезные усилия для популяризации фехтования и улучшения его телевизионного имиджа. Поэтому члены международной федерации предлагают будущему президенту FIE создать рабочую группу для изучения возможностей улучшения телевизионного имиджа фехтования». Спустя десятилетие, в декабре 2004 года, Алишер Усманов, выдвинутый Федерацией фехтования России кандидатом на пост президента FIE, снова обратил внимание национальных федераций - членов FIE на критическую ситуацию, в которой оказалось мировое фехтование в связи с почти полным его игнорированием со стороны телевидения.


Учимся понимать друг друга

Однако найти выход из этой ситуации не так просто, как кажется на первый взгляд. Фехтование обладает особым, исторически сложившимся романтическим шармом, который замечают даже самые обычные люди, не знакомые с тонкостями фехтовального искусства. Сегодняшний способ телевизионной трансляции фехтовальных соревнований, «обкатанный» телевизионщиками на других видах спорта, разрушает романтику чувств телезрителя. События, происходящие на фехтовальных дорожках, ему совершенно непонятны. Потеряв выразительность, характерную для боевого фехтования, современное спортивное фехтование стало для подавляющего большинства телезрителей довольно скучным зрелищем. Поэтому оно и занимает такое скромное место в телепрограммах. Можно предположить, что при сохранении существующих тенденций фехтование потеряет свои позиции и в программе Олимпийских игр.

Чтобы выжить в джунглях коммерции, этот замечательный вид спорта должен осовременить свой имидж и адаптироваться к требованиям телевидения. Решить эту задачу можно лишь в тесном контакте с телевизионными специалистами. В этом должны отдавать себе отчет, прежде всего, организаторы соревнований по фехтованию. Приступая к организации чемпионатов и турниров, они обязаны сразу же установить тесные связи с телевизионщиками - режиссерами, операторами и комментаторами, которые будут осуществлять телевизионную трансляцию данных соревнований.

Фехтовальщикам полезно знать сильные и слабые стороны своего вида спорта с точки зрения создания привлекательной телевизионной картинки. Посмотрим, как осуществляется показ фехтовальных соревнований, какими техническими средствами располагает съемочная группа, и подумаем над тем, как максимально эффективно использовать сильные стороны нашего вида спорта.

Итак, трансляцию соревнований ведет съемочная группа, в которую входят режиссеры, операторы, звукорежиссеры, микрофонные операторы и другие специалисты. Расстановка видеокамер, возможность использования различной оптики, композиция кадра - все это лежит в сфере ответственности оператора. Оператор видит снимаемые объекты через объектив видеокамеры, поэтому из общей картины событий выделяет только то, что попадает в поле зрения камеры. По отношению к снимаемому объекту камера может менять угол зрения (ракурс) и расстояние (план съемки: общий, средний, крупный). В зале, откуда ведется трансляция, должны быть заранее определены места для стационарных и мобильных видеокамер.

Сюжеты, которые снимают установленные в зале видеокамеры, поступают на контрольные мониторы, каждый из которых пронумерован и принимает изображение только с одной камеры. Режиссер на пульте выбирает один из поступивших на мониторы сюжетов и направляет его в эфир. Те или иные камеры подключаются к эфиру и отключаются от него по воле режиссера. Этот процесс называется телевизионным монтажом. В результате зритель видит на экране своего телевизора непрерывный поток различных изображений и субъективно чувствует себя сидящим в зале, где проходят соревнования. Правда, режиссеры часто дают в эфир заранее снятые кадры, монтируя их с кадрами, полученными в процессе трансляции.

Замечу, что восприятие фехтования современным зрителем основано на сценах из художественных фильмов, в которых его любимые герои, вооруженные шпагами, яростно сражаются со своими противниками. Монтаж подобных сцен построен на необычайно быстрой, порой сумбурной смене кадров. К сожалению, современное фехтование не требует быстрой смены планов и ракурсов, которые характерны для трансляций с соревнований по ряду других видов спорта (быстрая смена ракурсов и планов особенно характерна для спортивных игр).

В процессе фехтовального поединка спортсмен испытывает колоссальное внутреннее напряжение и большую физическую нагрузку. При этом надо отдавать себе отчет в том, что передвижения фехтовальщиков по фехтовальной дорожке ограничены 14 метрами и что объектив видеокамеры, находящейся на расстоянии примерно 15-20 метров от места поединка, долгое время держит фехтующих бойцов в одном кадре. Затяжной поединок фехтовальщиков почти всегда полон внутреннего напряжения, но отсутствие смены кадров, планов или ракурсов может вызвать у зрителя снижение эмоционального интереса к трансляции. Поэтому следует искать новые технические и художественные возможности телевидения, которые позволили бы раскрыть внутренний драматизм и внешнюю привлекательность фехтования.

Несмотря на непредсказуемость результата соревнований, очевидна необходимость подготовки режиссерского сценария трансляции. Идеально, когда такой сценарий согласован с организаторами соревнований и в нем учтены их интересы и требования. В любом случае режиссерский сценарий должен прописывать алгоритм съемки каждого фехтовального боя и соревнований в целом. Заранее должны быть определены ракурсы и планы, с которых будут показаны спортсмены, тренеры и болельщики, вероятная продолжительность поединка, приблизительное количество остановок боя для анализа фехтовальных фраз, порядок использования таких остановок для замедленного показа анализируемых фраз или демонстрации рекламных вставок. В сценарии также должен быть предусмотрен порядок переключения камер со спортсменов на тренеров, зрителей, руководителей команд и обратно.

При этом нельзя исключить ситуации, когда заинтересованное лицо (например, тренер, чей воспитанник участвует в соревнованиях) устанавливает деловой или дружеский контакт со съемочной группой, в результате чего телезрители видят постоянные переключения с эпизодов боя на лицо этого тренера. Хорошо, если такие переключения носят умеренный характер и не приводят к ограничению показа других лиц. Однако постоянная демонстрация одной и той же персоны должна пресекаться телевизионным руководством и организаторами соревнований, поскольку такая демонстрация противоречит принципу равноправия участников соревнований. Очевидно, что порядок использования подобных приемов должен быть отражен в соответствующих правилах и регламентах.


Возможности телевидения - на службу фехтованию

Полиэкран

Крайне важно, чтобы в телевизионной трансляции была передана не только драматургия поединка, происходящего на фехтовальной дорожке, но и показано поведение спортсменов, тренеров, руководителей спорта и болельщиков в процессе соревнований. Для этого необходимо более активно использовать полиэкран (multi-image screen), когда в эфир одновременно идут несколько изображений, снятых различными камерами. В этом случае телезритель может одновременно увидеть на экране своего телевизора несколько различных изображений: сам бой, реакцию спортсменов и тренеров, а также реакцию зрителей.

Кроме того, на одном из полей полиэкрана можно одновременно показывать заранее подготовленные клипы рекламно-развлекательного характера.

Использование пауз в ходе соревнований для рекламных вставок

Как уже упоминалось выше, в некоторые видах спорта в правила соревнований были внесены изменения, предусматривающие искусственные паузы для показа рекламы. Это прием следует использовать и в фехтовании. В случае показа рекламы в ходе поединка арбитр должен следить за телевизионной картинкой и не начинать бой, пока не закончится показ рекламного спота. Разумеется, показ рекламных вставок в ходе соревнований вносит определенные трудности в их организацию и проведение (как это случалось и в других видах спорта). Но игнорировать вызовы времени нельзя, ибо это приведет к печальным последствиям.

Рекламные вставки (споты) обычно создаются по заказу на конкурсной основе. Идеально, если в этих вставках будут содержаться элементы фехтования либо показываться фехтовальщики мирового класса.

Использование перерывов в соревнованиях («мертвое время»)

Одним из слабых мест телевизионных трансляций с соревнований по фехтованию являются долгие паузы, не заполненные какими-либо событиями, когда одна и та же неподвижная камера фиксирует общий вид спортивного зала.

На профессиональном жаргоне телевизионщиков такие паузы называют «мертвым временем». «Мертвое время» наносит огромный вред имиджу фехтования, поскольку зритель у домашнего телевизора может потерять интерес не только к данной трансляции, но и ко всем последующим передачам о фехтовании.

В то же время подобные перерывы в ходе соревнований дают отличную возможность показывать заранее подготовленные короткие познавательно-развлекательные программы, созданные для повышения зрительского интереса к фехтованию. Такие программы могут содержать фрагменты фильмов «плаща и шпаги» со сценами фехтовальных схваток, выступления мастеров исторического и артистического фехтования, интервью с известными людьми - актерами, политиками, педагогами, учеными, которые расскажут о фехтовании как об эффективном средстве воспитания детей и подростков и отличном способе поддержать жизненный тонус у лиц пожилого возраста.

Судейство, видеографика, клипы

Исторически сложилось так, что в течение долгого времени фехтование было элитарным видом спорта. Оно практиковалось людьми с высоким социальным статусом, имеющими достаточно времени и возможностей для того, чтобы проникнуть во все тонкости фехтовального искусства. Ведь скорость движения клинков порой выше зрительных возможностей восприятия. Поэтому зрители всегда стремились находиться как можно ближе к поединку. Даже сейчас болельщики часто нарушают регламент, пытаясь поближе подойти к фехтовальной дорожке, так как вдали от нее воспринимать и анализировать ход поединка довольно трудно.

Понятно, что отсутствие определенных правил ведения спортивного поединка могло привести к сумбурной схватке, лишенной логики игры. Потому-то и возникли разного рода условности ведения спортивных поединков на рапирах и саблях.

Особенностью фехтования на рапирах и саблях является не только сам характер поединка, но и судейство, существенно отличающееся как от других видов спорта, так и от фехтования на шпагах. Понятия условности и тактической правоты, лежащие в основе фехтования на рапирах и саблях, понятны только специалистам фехтования, но даже они могут неверно воспринимать фехтовальную фразу. Известны случаи, когда высококвалифицированные арбитры совершали на Олимпийских играх и чемпионатах мира по фехтованию ошибки, которые приводили к конфликтам между национальными федерациями. Регламент допускает, что в случае сомнения или трудности анализа фразы арбитр может просмотреть запись произведенной схватки на мониторе и только потом принять окончательное решение.

Что же можно сказать о реакции простого зрителя, наблюдающего за этими соревнованиями на экране своего телевизора?

Понимание фехтовальных схваток и справедливость в присуждении уколов-ударов, транслируемых в эфир, являются одной из самых трудноразрешимых проблем в деле формирования позитивного телевизионного имиджа фехтования. Для их решения следует принять кардинальные меры, причем в самое ближайшее время. Одним из возможных решений могла бы стать специально разработанная видеографика в виде фигурок комической мультипликации, которая должна быть на экране вместе с показом фехтовального боя. Во время остановок боя и анализа фехтовальных фраз арбитром, графические фигурки демонстрировали бы фехтовальные движения, соответствующие анализируемой фразе.

В основу действий видеографических фигурок закладывается программа, включающая наиболее характерные фехтовальные действия, изложенные в регламенте. Включение режиссером (или специально назначенным арбитром) одного из пунктов программы видеографики помогало бы телезрителю лучше понимать суть фехтовальных действий, демонстрируемых на экране.

Специфика фехтовальных действий и правила присуждения уколов-ударов могут также содержаться в специально подготовленном клипе-видеоролике. Подобный клип - видеоролик, подготовленный с участием реальных фехтовальщиков, - может демонстрироваться перед началом соревнований или во время предусмотренных пауз и объяснять зрителю особенности фехтовальных фраз.

Возможны и другие варианты объяснения специфики фехтования телезрителям. Они могут быть предложены как самими фехтовальщиками, так и телевизионными специалистами.

Комментаторы фехтования

Комментатором фехтования должен быть авторитетный человек, способный донести до телезрителей не только свою точку зрения, но и позицию Международной федерации фехтования, организаторов соревнований и своей национальной федерации.

Для наиболее талантливых спортивных комментаторов характерны эмоциональность, экспрессивность, сенсационность и драматизм. Эти качества должны быть присущи и комментаторам фехтования.

Спортивный комментарий - компетентное толкование спортивного события, в данном случае - фехтования, требующего специальных знаний и специальной подготовки. Поэтому в качестве комментаторов должны выступать специалисты-фехтовальщики, обладающие ораторскими способностями, либо спортивные журналисты, хорошо разбирающиеся в фехтовании.

Разработка шаблонов (моделей) телевизионных передач по фехтованию

Порой режиссеры и телеоператоры, осуществляющие телевизионную передачу, недостаточно знакомы со спецификой и особенностями фехтования. Лица, представляющие фехтовальные организации и заинтересованные в телевизионной демонстрации фехтовального события (спортсмены, тренеры, организаторы соревнований и другие лица), также порой не имеют достаточных знаний о технических возможностях телевизионных передач. Недостаток знаний с той и с другой стороны существенно влияет на качество трансляции и ухудшает телевизионный имидж нашего спорта.

Поэтому желательно разработать шаблоны (модели) ведения телевизионных передач, включающие условный сценарий, основные технические возможности и художественные приемы ТВ с учетом специфики фехтования, а также шаблон спортивного комментария. Шаблоны не будут считаться обязательными, они могут быть использованы в качестве конкретных рекомендаций и полезных советов для организаторов соревнований по фехтованию и для телевизионных команд, слабо знающих специфику фехтования. Такие шаблоны могут быть разработаны в результате тщательного анализа лучших телепередач, посвященных как фехтованию, так и другим видам спорта, занимающим большое место в телевизионных программах.

Историческое и артистическое (сценическое) фехтование. Создание фехтовальных шоу

В последние годы историческое и артистическое фехтование переживают подлинный бум, возникший в результате взрыва интереса к романтическому прошлому холодного оружия. Проблемам исторического и артистического фехтования посвящено множество интернет-сайтов, в большинстве случаев созданных и поддерживаемых бескорыстными любителями. К сожалению, на уровне FIE отсутствуют связи между спортивным и демонстративно-развлекательным фехтованием.

Между тем, показательные выступления мастеров исторического и сценического фехтования могли бы весьма способствовать популяризации фехтования. С этой целью следует создавать развлекательные фехтовальные шоу, которые можно было бы показывать на крупных турнирах. Такие шоу могли бы демонстрироваться и в перерывах соревнований по другим видам спорта.

Некоторые предложения для комиссии по пропаганде Международной федерации фехтования (FIE)

Одним из недостатков работы комиссий FIE является их непрозрачность и отсутствие текущей информации об их деятельности. Неизвестно, какие вопросы включались в работу комиссий, как распределялись обязанности среди их членов и как эти обязанности выполнялись.

Нет сомнения в том, что комиссия по пропаганде течение последних четырех лет занималась и проблемой взаимоотношений фехтования и телевидения и многими другими вопросами, касающимися развития связей со средствами массовой информации. Однако узнать, что конкретно предпринималось в этом направлении, практически невозможно.

Поэтому необходимо обеспечить такой порядок работы данной комиссии, который предполагал бы оперативное отражение на сайте FIE следующих аспектов ее деятельности:

- текущие и долгосрочные планы работы;

- распределение обязанностей между избранными;

- сроки выполнения членами комиссии конкретных задач;

- создание в сети Интернет форума для фехтовальщиков, тренеров и других специалистов, на котором они получили бы возможность обмениваться мнениями и вносить предложения по улучшению телевизионного имиджа фехтования;

- публикация на сайте FIE информации о телевизионных трансляциях с официальных соревнований, проводимых под эгидой FIE (страны, каналы, дни и часы трансляций).

Ноябрь 2004 г.